Психотерапевтический эффект от работы с глиной
Лепка из глины – процесс одновременно творческий, развивающий, познавательный, воспитательный и обладающий выраженным терапевтическим эффектом как для взрослых, так и для малышей. Работа с глиной исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет.
Психотерапевтический эффект для взрослых
О пользе работы с глиной (Clay Therapy) высказывался еще мэтр психоанализа Зигмунд Фрейд. В духе своей теории он считал этот материал напоминанием о безопасном материнском лоне. И был недалек от истины. Разминание серого комка земли возвращает нас к младенческим ощущениям, когда тактильный контакт был первым способом коммуникации и знакомства с миром. Глину можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. По мнению психологов, все эти действия отражают различные чувства и эмоции.
Любопытно, что все черты характера проявляются во время лепки.
Выражение своего «я» или креативность — не только конкретный результат творчества, но и сам процесс. Поэтому отношение к холодному бесформенному куску глины — это отношение ко всем новым ситуациям и жизни в целом. Процесс лепки наглядно показывает, какие сценарии доминируют в нашем поведении, будь то перфекционизм, способность превращать все вокруг себя в хаос или, например, амбициозность, карьеризм, страх остаться нереализованным человеком.
В работе с глиной используются самые разные техники: лепить можно с открытыми глазами или вслепую, руководствуясь собственной фантазией или заданной темой, работать только руками или на гончарном круге. Самая нелепая фигурка или кривой сосуд становится ценным источником знаний о себе, а значит неизменным движением вперед. Ведь, вылепленную проблему, можно подержать в руках, рассмотреть, а при желании разбить вдребезги и начать все заново. Кстати, глиняные фигурки, олицетворявшие реальных людей, использовали в своей практике еще древние шаманы — они «помещали» в муляжи все человеческие болезни, неудачи и страхи, после чего разбивали их, открывая таким образом реальному человеку путь к исцелению и душевному подъему.
Самое сложное задание в этом виде психотерапии — вылепить автопортрет. Создание себя с нуля, возможность оценить со стороны, с точки зрения окружающих людей, последующая рефлексия — как правило, все эти действия приводят к самоанализу, очищению и восстановлению целостного образа своего «я».
Изменения, которым подвергается глина в наших руках, символизируют процессы, происходящие в бессознательном. Результатом, как правило, становятся более адаптивное поведение, снижение напряжения, более глубокое понимание себя и радость от жизни. Глина дает возможность убедиться не только на психологическом, абстрактном уровне, но даже на физическом, что наша жизнь находится в наших собственных руках и мы сами вольны решать, какими эмоциями и событиями она будет наполнена.
Развитие психических процессов у ребенка
В лепке сочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.
Лепка чрезвычайно полезна - этот вид творчества, который:
• прекрасно координирует движение рук;
• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;
• формирует образное мышление и воображение;
• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.
В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.
При изготовлении коллективных работ дети учатся договариваться друг с другом о выполнении общей работы, объединяться, помогать напарнику. Кроме того, оценка коллективного труда воспитывает у ребенка внимание, чувства такта, доброжелательность, справедливость, умение радоваться не только своему, но и общему или чужому успеху.
Участие ребенка в подготовке рабочего места и уборке его после лепки способствует формированию навыков самообслуживания, поэтому так важно приучить малыша к этому.
Кроме этого, лепка – одно из средств эстетического воспитания, поэтому необходимо предлагать ребенку только красивые образцы, например можно дать уже готовую керамическую фигурку. При работе с лепкой формируется чувство ритма, вырабатывается чувство пропорции.
Занятия с глиной предоставляют возможности для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения, «расковывают» ребенка и взрослого.
Лепите для здоровья и удовольствия!